понедельник, 18 августа 2014
Дэвид Уорк Гриффит родился 22 января 1875 года в небольшом городке Крествуде, штат Кентукки. Изначально его семья жила довольно зажиточно, но во время Гражданской войны отец Дэвида встал на сторону Юга и принимал активное участие в боевых действиях (полковник армии конфедератов). После окончания войны семья Гриффитов была разорена . Единственный доход в семью приносила Мэгги - старшая сестра Дэвида. Мэгги была учительнице и дала юному Дэвиду разностороннее образование, а отец с товарищами по оружию рассказывали о горестях выпавших на их долю во время войны. Как покажет время, эти истории найдут свое отражение в творчестве режиссера, а пока Гриффит усердно работает, чтобы прокормить свою семью. Кем только не был будущий режиссер, но к 20 года он стал актером бродячей труппы. Он играл в основном характерных персонажей, но прекрасно понимал, что это не вершина его деятельности. На самом деле Дэвид мечтал стать писателем, и в 1907 году его пьеса «Глупец и девушка» шла на сцене театров.
Так или иначе, но весной 1907 Гриффит с женой (Линдой Арвидсон) оказались на мели и искали работу. Кто-то из приятелей посоветовал Дэвиду обратиться в киностудии. Но надо сказать, что в то время к работе на киностудии актеры относились пренебрежительно и шли только в крайней нужде. Кинокомпания « Байограф» с удовольствием приняла эту семейную пару, и вскоре Гриффит перешел из разряда актеров в режиссеры.
Первый фильм Гриффита назывался «Приключения Долли». Где-то я слышала, что к этой работе Гриффит подошел с неохотой, т.к. изначально дело режиссера ему было не по душе. Однако первый же фильм имел успех и Гриффит продолжил снимать. «Краснокожий и дитя», «Из любви к золоту», «Предательские отпечатки пальцев» и серия бытовых фильмов о семействе Джонс – вот что снимал Гриффит на первых порах. Надо заметить, что практически сразу же Дэвид заполучил «звезду» того времени - Флоренс Лоуренс. А еще в одной из серии «Семейства Джонс» впервые на экране появился Мак Сеннет, будущий родоначальник кинокомедии.
далее болееНо пока эти небольшие (приблизительно 8-9 минут времени) картины не были выдающимися. Постепенно Гриффит овладевал профессию режиссера, регулярно снимал картины для «Байограф» и создал свою актерскую труппу, которая кочевала из картины в картину. Ко всему перечисленному Гриффит в то время иначе посмотрел на камеру и на монтаж. Если раньше камера была статична, то Гриффит сделал все наоборот, теперь камера двигалась вместе с актерами. Монтаж у Дэвида Гриффита стал не просто способом
соединения кусков пленки, а творческим процессом. Разноплановость, движение съемки, резкие наплывы - все это заслуга Гриффита.
Из всех картин снятых Гриффитом во время работы на «Байограф» Игорь Беленький, автор цикла книг «Лекции по всеобщей истории кино», выделил несколько фильмов, которые наиболее интересны: «Уединенная вилла», «Телеграфистка из Лоундэйла».
До 1913 года режиссер все еще работал на вышеупомянутую кинокомпанию, но вскоре он перешел в разряд независимых творцов. Последний фильм, который был снят на кинокомпании это «Юдифь из Ветилуи». В прокате фильм провалился, но нашел отклик у историков кино.

Гриффит и "независимые".
В 1914 году началась Первая мировая, а Гриффит приступил к съемкам фильма «Рождение нации». Фильм был эпичен и не особо толерантен, но не стоит забывать, что так Гриффит попытался отразить те истории, которые ему рассказывал отец. Да, Гриффит был расистом, чего уж отрицать.
Но фильм все-таки гениален, Гриффит сумел перевести кино из разряда обычной игрушки в отдельный вид искусства. Нельзя не сказать, что и в плане технике создания фильма режиссер внес множество новых идей. Но поговорим об этом, когда будем рассматривать сам фильм.
«Рождение нации» принес колоссальный коммерческий успех, поэтому имея средства для работы, Гриффит приступает к не менее эпичному фильму «Нетерпимость». Изначально фильм назывался «Мать и закон» . Темой сценария ему послужил знаменитый в те годы судебный процесс, «дело Стилоу», а также отчет Федеральной промышленной комиссии о забастовке на химическом заводе, владелец которого приказал охране стрелять в забастовщиков, требовавших увеличения заработной платы. Но потом Гриффит расширил сценарий, и получилось у него 4 истории.
Гриффит показал 4 эпохи: древняя Иудея (в пылу религиозной нетерпимости фарисеи распяли Христа), Вавилон (борясь за власть, жрецы предали царя Валтасара), Франция (1572) (борьба между католиками и гугенотами вызвала резню в ночь св. Варфоломея), наши дни (1914) (вражда чуть не приводит к смертной казни невинного человека). Гриффит строит действие своего фильма единовременно, свободно переходя от Вавилона к современности и обратно, а не в хронологическом порядке. Части связываются в единое целое образом женщины (Лиллиан Гиш), укачивающей ребенка, и строками из Уолта Уитмена: «И вечно будет колыбель качаться, /Плетя времён связующую нить, /Воспев и радости, и горькое страданье.»
Съемки фильма были невероятно дорогими. Статистов на съемках Вавилонского эпизода было около 16 тыс. человек, декорации были полномасштабными. Проще говоря, фильм влетел Гриффиту в копеечку. В прокате фильм к несчастью провалился, но след в истории кино он оставил смачный.
О последних годах жизни Гриффита известно мало. Он продолжал снимать, но успехов не было. Гриффита гнали отовсюду, в то время как Голливуд набирал свою мощь.
В 1935 году Гриффиту вручили «Оскар» за «вклад в развитие искусства кино» , а потом забыли о нем вплоть до его смерти 23 июля 1948 года от кровоизлияния в мозг голливудском отеле «Никербокер».
Вся информация взята из книги И.Беленького «Лекции по всеобщей истории кино» Том1; и Википедии.
@темы:
кино,
немое кино,
персона,
история Кино,
D.W.Griffith,
Дэвид Гриффит,
проект: КиноЛичность,
режиссеры